Сегодня у нас в интервью — Ольга Рогалева, настоящая яхтледи, шкипер и владелец парусной яхты Alaska класса open 800 в Санкт-Петербурге.
Про мой первый раз
Когда я была студенткой, во время путешествия по Крыму я наблюдала за яхточкой, которая плавала в море. Именно в тот момент у меня впервые возникло желание попасть на яхту. После возвращения в Питер я узнала, что в моем университете есть парусная секция. Там мне не очень понравилось, в основном были классические деревянные яхты типа L6, но курс лекций я прослушала. В Центральный яхт-клуб я пришла уже в поиске профессионалов и как раз попала на проект спортивных яхт elf640 (их очень отдаленно можно сравнить с J70). Мне понравилось, что на небольшой спортивной яхте хорошо видно, как все работает, настройку парусов, распределение веса и прочее. Мой первый выход проходил в шквальный ветер, и это оказалось очень эмоциональным и запоминающимся. Нас все время заливало волнами, я вышла на берег полностью мокрая, и такой адреналин меня очень сильно зацепил.
Позже я уже оказалась в Мармарисе (Турция) на любительской регате, и соревнования на круизной яхте мне показались очень медленными и нудными. В той команде я подружилась с Ириной Грачевой. Я пожаловалась ей, что хочу больше спорта, и она мне показала, где его найти — в классе Open 800. Последующие несколько лет я гонялась в основном на соревнованиях Кубка России и местных, в Санкт-Петербурге. Мои первые офшорные 100 миль были питерские, полностью в лавировку. Тогда у меня еще не было хорошей экипировки, а дело было в июне — в Питере в это время еще безумный холод. Когда я совсем замерзла, то завернулась в трюме в геннакер (парус для полного курса) и хоть как-то смогла отдохнуть. В яхте почти не была места для полноценного сна, но после этого у меня появилось желание преодоления.
Сейчас пошел уже 9-й год увлечения парусным спортом
Мне нравится сам процесс состязания, что необходимо беспрерывно самосовершенствоваться, также, как постоянно работать над настройкой парусов, чтобы яхта ехала хоть на узел, но быстрее. Меня всегда поражало, что добираешь шкот всего на сантиметр, а скорость меняется. Я гонялась в течение нескольких лет на баке, потом я сидела на гроте и постепенно стала сама шкиперить.
В гонках я всегда вливалась в процесс и мне предложили стать партнером "Аляски". Каждый год яхту надо ремонтировать, покупать какой-нибудь парус, чтобы быть конкурентоспособными. Мы участвуем во всех этапах Кубка России, а это акватории Черного моря, Ладоги, Онеги, Горьковского водохранилища (Нижний Новгород), "Московские моря" и, конечно, Балтика — местные питерские этапы, а также гонки в Эстонии.
Парус — это вечное обучение. Меня в том числе это и привлекает — тебе может быть 80 лет, а ты все еще можешь гоняться и выигрывать. На Олимпийских Играх ты, конечно, уже не будешь выступать, но в остальных регатах — пожалуйста, хоть всю жизнь, и то, что ты женщина, этому не мешает совершенно. Например, на моей яхте нет лебедок и бывает тяжело вытянуть грот. У меня есть коллега мужчина и ему тоже тяжело, так как он не тренируется постоянно. Если хочешь показывать результаты, надо ходить дома в спортзал и поддерживать себя в хорошей физической форме. Швертбот (бескилевая парусная яхта) требует более серьезной физической подготовки, круизная яхта — менее. А если не тренироваться, то обязательно где-то чуть-чуть не хватит до результата. Реже себя на яхте физически задействует разве что тактик.
Про "женщина на борту"
По большому счету, предубеждение к тебе, как к женщине, в парусном спорте могут возникнуть в том случае, если ты не занимаешься им с детства. К спортсменкам, занимающимся этим с детства, не возникает подобных вопросов. А поскольку я в спорте недавно, мне нужно больше тренироваться и работать с головой, собственной мотивацией и самооценкой.
Количество опыта зависит не только от давности, но и от интенсивности. В прошлом году я ходила 3-4 раза в неделю на лодке на тренировки + работа. Когда я купила лодку, то стала участвовать во всех этапах.
В парусном спорте действительно много мужчин и приходится преодолевать не только то, что у тебя мало опыта, но и предубеждения, что ты еще и девочка. Но в первую очередь надо преодолевать свои сомнения. Понятно, что ты не будешь сразу показывать результаты. Это тот вид спорта, где всегда есть в чем развиваться: в тактике, метеорологии, в настройке парусов. Сейчас я прохожу гарвардский бесплатный курс по метеорологии. Мне нравится американский подход — они как детям рассказывают всю информацию с простыми примерами из жизни, так гораздо легче воспринимать. Метеорология действительно очень нужна и для гонок, и для круизинга. Вот сейчас я играю в Vendee Globe, и чтобы понять, куда пойдет циклон, мне нужны эти же знания. Это действительно тренирует мозги. Офшорные гонки — это другая тактика, необходимо больше уделять внимания прогнозированию и роутингу. В коротких гонках этому уделяется гораздо меньше внимания, хотя, конечно, заходы/отходы тоже отслеживаются, но в существенно меньшем масштабе. Важнее взять старт и не упустить соперника.
У меня не очень много опыта в моторах. У нас на яхте стоит навесной 4-тактник Suzuki. Была ситуация, когда я выхожу одна с новичками, и у меня глохнет мотор — я смотрела и разбиралась сама, что может быть не так в разных вариациях. В крайнем случае, в Питере я могу добраться на парусах или попросить, чтобы спасли на катере. В Турции я могу позвонить в чартерную компанию. На этот случай нужно всегда иметь заряженный телефон. Но я стараюсь разбираться сначала сама. У меня один раз развязалась веревочка на моторе, но я как-то решила эту проблему, завелась и поехала дальше. Один раз я обнаружила, что не открыла регулятор подсоса, и никто из экипажа не мог понять в чем дело. Я понимаю, что с какими-то сложными проблемами с большим дизелем я могу не справиться, но я всегда могу позвонить кому-то. Если возникнет необходимость научиться этому, я пойду научусь. А если я это уже сделала один раз, то оно останется как физическая память. У меня нет такого подхода, что если это "мужская" работа, я не буду ее делать, но если есть человек на борту, который разбирается лучше, то я его, конечно же, попрошу.
Мне нравится парусный спорт тем, что не нужно пытаться все успеть прямо сейчас, ведь я могу сделать это в любом возрасте. Посмотрите на Жана ле Кама и молодежь. Мне кажется, у девочек есть проблема — пока ты не будешь делать что-то абсолютно идеально, ты не можешь себя называть профессионалом. У мужчин я как-то меньше это замечала. Нас ограничивают только наши внутренние установки. Перенимание опыта делается своими руками. Пандемия меня скорее стимулировала — в офисе стало меньше денег, и я начала проводить тренировки, организовывать походы, гоняться на корпоративах и удивилась, что вообще-то все могу.
Когда я ходила по чартерным компаниям и предлагала свои услуги, мне сказали, что хорошая женщина-шкипер не так часто встречается, и это больше вопрос психологии. Люди не из “яхтинга” не понимают, сколько тебе нужно знаний, чтобы стать капитаном, и многие думают, что это легкая работа и работа мечты. Здесь вопрос скорее не в умении и навыках, а в самой девушке, как она себя профессионально защитит и зарекомендует. Например, приготовить экипажу ужин будучи капитаном — не совсем правильно с профессиональной точки зрения, так как это не входит в мои обязанности. Я отвечаю за то, чтобы все дошли спокойно и безопасно из одного места в другое, чтобы якорь не "пополз" на стоянке.
В середине парусной карьеры мне понадобилось искать работу — так я проработала много лет в компании TRYSAIL. На всех продуктах, которые я продавала, я сама и обучилась, прослушала все курсы не по одному разу, участвовала в организации регат, квестов, и это стало моей профессией. Мне захотелось больше моря, больше именно работы в яхтенной сфере, поэтому в текущем году я буду больше уделять этому внимания и работать шкипером в Турции.
Welcome onboard!
Спикер: Ольга Рогалева. Интервью подготовила: Кочина Юлия.
No comments, be the first one!